Диалектическая поведенческая терапия хорошо зарекомендовала себя в работе с подростками, у которых наблюдается беспокойство, тревога, эмоциональная нестабильность, панические атака, самоповреждающее поведение, злоупотребление психоактивными веществами, суицидальные мысли и поведение. Терапия подростков в ДБТ во многом похожа на работу со взрослыми, но есть и свои особенности.
Особенностью ДБТ терапии для подростков является включение окружения и семьи в процесс лечения. Фактически пациентом является не подросток, а вся семья. Психообразование родителей, обучение их навыкам ДБТ и практика - важное условие эффективной ДБТ терапии подростка.
Хотя бы один из родителей (или другой близкий человек) должен быть готов полноценно участвовать в терапевтическом процессе: приходить на сессии, изучать навыки ДБТ, тренировать их вместе с подростком и отдельно, подкреплять адаптивное поведение ребенка и игнорировать дезадаптивное, создавать поддерживающую среду. В отдельных случаях до начала терапии подростка необходима предварительная терапия родителей без подростка (6-8 встреч). В лечении подростка вовлеченность и мотивация взрослого в терапию является более значимой, чем вовлеченность самого подростка. Именно взрослый, изменяя свое поведение, может поддерживать необходимые изменения в поведении подростка, тем самым повышая и его мотивацию и вовлеченность. При этом чем старше подросток, тем больше мы разделяем ответственность с ним.
Терапевтический протокол помощи подросткам включает в себя индивидуальные встречи, телефонное кризисное консультирование, командную работу ДБТ терапевтов. После подготовки подростка на индивидуальных встречах (в среднем 5-10 встреч) добавляется участие в подростковом тренинге ДБТ.
Регулярность индивидуальных встреч: 1 раз в неделю, в отдельные периоды может быть увеличена до 2-х раз в неделю.
Каждая индивидуальная встреча проходит по плану:
практика осознанности, анализ карты дня,
анализ проблемного поведения, поиск поведенческого решения,
работа с препятствиями, которые стоят на пути поведенческих изменений,
домашнее задание к следующей встрече.
Подросток берет на себя обязательство ежедневно заполнять карту дня и выполнять домашние задания между сессиями.
Иерархия целей в ДБТ терапии – это последовательность, в которой ваш ДБТ терапевт будет проводить работу с проблемным поведением подростка:
Суицидальное и самоповреждающее поведение, зависимости
Поведение препятствующее терапии (опоздания, пропуски, неиспользование навыков)
Проблемы с изучением навыков
Качество жизни
Другие проблемы
Такая иерархия целей позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья подростка, работу над ключевыми проблемами в первую очередь, не уводя фокус внимания на работу с последствиями проблемного поведения.
Например, регулярное самоповреждающее поведение приводит подростка к проблемам в отношениях с родными и чувству вины, аутоагрессия становится способом решения сложных жизненных ситуаций и совладания с эмоциями. Подросток становится зависимым от самоповреждений, отказывается от близких отношений, стремится к уединению. Мы работаем с причиной, а не с последствиями.
Телефонное кризисное консультирование входит в стандарт индивидуальной ДБТ терапии и включает в себя звонки терапевту ДО проблемного поведения. Цель - применить навыки вместо проблемного поведения (самоповреждения, употребления психоактивных веществ, дисфункциональной эмоциональной реакции). К телефонным звонкам применяется правило 24 часов – подросток не связывается с терапевтом в течение 24 ПОСЛЕ совершенного проблемного поведения.
Вы можете задать интересующий Вас вопрос